Инвестиционный атлас

Инвестиционный климат. Привлечение иностранных инвестиций

Минск – город для инвестиций

Минск – город для инвестиций

Инвестиционный климат города - один из лучших на пространстве СНГ и благоприятный на общемировом фоне.

В 2016 году привлекательность столицы для иностранных инвесторов была высоко оценена влиятельным подразделением журнала «Financial Times» – «fDi Intelligence». Город Минск стал вторым в десятке европейских городов по эффективности затрат на ведение бизнеса и замкнул первую десятку городов по лучшей стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций, уступив таким крупным деловым центрам как Лондон, Амстердам, Вена, Милан.

В Минск поступают инвестиции более чем из 80 стран мира.

Инвесторов привлекают финансовый сектор, торговля, недвижимость, сфера услуг. Именно в Минске в перспективе появится крупный деловой центр, который станет частью многофункционального комплекса «Минск-Мир».

Преимущества инвестирования в г. Минске:

  • выгодное географическое положение;
  • единый рынок Евразийского экономического союза;
  • политическая и экономическая стабильность, низкий уровень преступности;
  • высококвалифицированная рабочая сила и научно-технический потенциал;
  • развитая инфраструктура;
  • льготы для инвесторов (свободная экономическая зона, парк высоких технологий, региональный технопарк, инвестиционный договор);
  • развитая международно-правовая база для регулирования инвестиционной деятельности и защиты инвестиций

В частности, к международным правовым актам, регулирующим осуществление инвестиций на территории Республики Беларусь, относятся:

1. Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Заключена в г.Вашингтоне 18.03.1965, дата подписания Республикой Беларусь 10.07.1992, дата вступления в силу – 09.08.1992);

2. Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Заключена в г.Сеуле 11.10.1985, дата подписания Республикой Беларусь - 13.08.1992; дата вступления в силу - 03.12.1992), в том числе:

  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций о правовой защите гарантированных иностранных инвестиций;
  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций об использовании местной валюты;
  • Соглашения с 62 странами об избежании двойного налогообложения;
  • Соглашения с 51 страной о содействии и взаимной защите инвестиций.

Минск – город для инвестиций

3. Конвенция о защите прав инвестора (Заключена в г.Москве 28.03.1997, дата ратификации Республикой Беларусь - 11.11.1997, дата вступления в силу - 21.01.1999).

4. Приложение №16 к Договору о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г.Астане 29.05.2014, дата ратификации Республикой Беларусь - 09.10.2014, дата вступления в силу - 01.01.2015)

Наши инициативы по совершенствованию законодательства позволили Беларуси в рейтинге Всемирного банка Doing Business — 2018 занять среди 190 стран мира высокое 38-е место.

В Республике Беларусь на постоянной ведется работа по совершенствованию бизнес-климата. Из последних нововведений наиболее существенными являются следующие.

Основные нормативно-правовые акты, направленные на совершенствование ведения бизнеса и инвестиционного климата в стране

 1. Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 №10

Значительным стимулом для прихода инвестиций стал Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 №10, который предусматривает институт специального инвестиционного договора с рядом льгот и преференций для инвестора.

Согласно законодательству заключивший инвестиционный договор инвестор имеет право на:

  • параллельное проектирование и строительство;
  • выбор генеральной проектной и строительной организации без проведения торгов;
  • предоставление земельного участка без аукциона.

Инвесторы также освобождаются от:

  • платы за право заключения договора аренды земельного участка;
  • земельного налога (либо арендной платы) за предоставленный земельный участок на период реализации проекта;
  • таможенных пошлин и НДС на технологическое оборудование;
  • пошлин за привлечение иностранной рабочей силы;
  • компенсации стоимости удаляемых объектов растительного мира и др.

12 ноября 2015 г. принята новая редакция Декрета № 10 – Декрет №8, который вступил в силу с 12 мая 2016 г. Данная редакция содержит ряд важных для инвесторов нововведений, из которых можно отметить:

  • обязанность инвестора письменно уведомить государство о реорганизации, изменении собственника или состава участников инвестора не менее чем за два месяца до их осуществления и право государства возражать по данным изменениям и в одностороннем порядке отказаться от договора;
  • право завершить начатое строительство после расторжения инвестиционного договора без инвестиционного договора и льгот (с предоставлением земельного участка без аукциона и внесения земельных платежей);
  • предоставление без аукциона не только права аренды, но и права собственности на земельные участки;
  • право на рассрочку или отмену штрафных санкций и отмену возмещения инвестором льгот и преференций.

2. Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 №7

С 26 февраля 2018 г. вступил в действие Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 №7 «О развитии предпринимательства». Он направлен на совершенствование ведения бизнеса и инвестиционного климата в стране.

Данным Декретом установлены следующие направленные на либерализацию и упрощение предпринимательской деятельности нововведения:

  • Установлен перечень видов экономической деятельности, для начала которой вводится уведомительный принцип.
  • Введен мораторий на повышение и введение новых налогов, сборов (пошлин) до 2020 года.
  • Отменено согласование с исполкомами режима работы торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, наружной рекламы и рекламы на транспорте.
  • Разрешено использование некоторых типов помещений не по первоначальному целевому назначению, ремонт в арендуемых помещениях, в том числе без получения разрешения исполкома.
  • Не применяются установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве без привлечения средств республиканского или местных бюджетов.
  • Разрешено осуществлять разработку предпроектной (предынвестиционной) документации без наличия аттестата соответствия для данного вида деятельности.
  • При приемке в эксплуатацию объекта разрешено получать заключения государственных органов исключительно на предмет соответствия указанных объектов разрешительной и иной документации.
  • Субъекты хозяйствования вправе при разработке технических условий на продукцию (работы, услуги) самостоятельно определять срок действия разработанных ими технических условий (изменений в них) на продукцию (работы, услуги); не согласовывать с государственными органами эти технические условия (изменения в них).
  • Сокращен перечень случаев обязательности санитарно-гигиенической (исключена на строительство объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры) и экологической экспертизы.
  • Количество требований пожарной безопасности сокращено более чем в 12 раз.
  • Введен пятилетний срок давности требований по уплате налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет.

3. Декрет Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 №8

Ряд нововведений, предусмотренных Декретом Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 №8 «О развитии цифровой экономики», существенно расширяют возможности ведения бизнеса в сфере IT, в том числе:

создание правовой основы для оборота цифровых валют и токенов, основанных на технологии блокчейн;

введение для резидентов Парка высоких технологий отдельных институтов английского права (смарт-контракты, конвертируемый заем, опцион и опционный договор, соглашения о неконкуренции и запрете переманивания, возмещении имущественных потерь);

упрощение процедуры найма квалифицированных иностранных специалистов;

новые виды деятельности резидентов Парка высоких технологий: разработка биотехнологий, медицинских, авиационных и космических технологий, киберспорт;

упрощение режима проведения валютных операций для резидентов Парка высоких технологий.

Преференциальные режимы инвестирования

Парк высоких технологий

Парк высоких технологий

С 2005 года в Минске успешно функционирует Парк высоких технологий, резиденты которого заняты разработкой программного обеспечения.

Парк высоких технологий - это уникальная благоприятная среда для развития бизнеса в области информационных технологий в г.Минске, в которой беспрецедентные налоговые льготы сочетаются с наличием хорошо подготовленных специалистов для ИТ-отрасли.

Резиденты ПВТ освобождаются от всех корпоративных налогов, включая налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, а также таможенных пошлин. Индивидуальный подоходный налог для сотрудников компаний-резидентов Парка имеет фиксированную ставку - 9%.

Привлекательность ПВТ заключается не только в налоговых льготах, но и в знаниях, инновациях, а также высококвалифицированных специалистах. Белорусские специалисты участвуют в IT-проектах любой сложности, начиная с системного анализа, консалтинга, подбора аппаратных средств и заканчивая конструированием и разработкой сложных систем. Они проходят обучение и аттестацию в учебных центрах IBM, SAP, Oracle, Microsoft и других мировых IT-лидеров.

Правовой режим ПВТ действует на всей территории Республики Беларусь. Вы можете зарегистрироваться в качестве резидента и использовать все преимущества ПВТ независимо от того, где размещается офис вашей белорусской компании: от областного центра до небольшого населенного пункта. Это позволяет в полной мере использовать образовательный, научно-исследовательский, профессиональный и инфраструктурный потенциал всей страны.

Сегодня резидентами Парка высоких технологий являются более 230 компаний, в которых работает более 32 тысяч человек.

Более 80% производимого в Парке программного обеспечения идет на экспорт в более чем 50 стран мира.

В 2017 году экспорт ПВТ составил 1,25 млрд. долл. США.

www.park.by 

Свободная экономическая зона «Минск»

Свободная экономическая зона Минск

Свободная экономическая зона «Минск» (СЭЗ «Минск») в 1998 году. Территория СЭЗ «Минск» - 2652,48 г.,  из них в черте города Минска - 1047,79 га.

Главные цели и задачи создания СЭЗ «Минск»:

  • привлечение иностранных и отечественных инвестиций;
  • создание экспортоориентированных и импортозамещающих производств, внедрение современных технологий;
  • экономическое и социальное развитие территории СЭЗ, создание новых рабочих мест.

Как и во всем мире, режим свободной экономической зоны предоставляет предприятиям возможность работать в специальных льготных условиях.

Предприятия-резиденты СЭЗ «Минск» пользуются такими льготами, как:

  • освобождение от уплаты налога на прибыль в течение 10 лет, в последующем - 50% от установленной законодательством ставки;
  • освобождение от уплаты налога на недвижимость;
  • получение земельного участка без аукциона;
  • освобождение от платы за право заключения договора аренды земельного участка и отсутствие арендной платы за землю на период проектирования и строительства (не более 5 лет).

Резидентом СЭЗ «Минск» может стать юридическое лицо любой формы собственности, зарегистрированное в установленном порядке.

В свободной экономической зоне «Минск» осуществляют деятельность более 120 предприятий с белорусскими и иностранными инвестициями. И эта цифра постоянно растет.

С момента создания СЭЗ «Минск» предприятиями-резидентами построено более 30 современных заводов.

www.fezminsk.by

Минский городской технопарк

Минский городской технопарк

Технопарк создан в целях оказания систематической поддержки предприятиям г. Минска в реализации инновационных проектов.

Резидентам технопарка предоставляются следующие льготы и преференции:

  • предоставление в аренду на льготных условиях площадей различного назначения и технологического оборудования,
  • налоговых льготы,
  • содействие реализации инновационных проектов,
  • создания благоприятных условий для ведения бизнеса в высокотехнологической сфере,
  • оказание поддержки начинающим инновационным компаниям.

Площадь участка, на котором размещен технопарк – 5,5 га, общая площадь зданий и сооружений различного назначения – около 40 тыс. м.кв. Кроме этого, технопарк имеет возможность арендовать иные площади, необходимые для размещения резидентов с правом передачи их в субаренду.

За период деятельности Минского городского технопарка сложилась специализация деятельности резидентов по приоритетным направлениям инновационного развития:

  • прикладные оптико-электронное и лазерные технологии, системы защиты информации, распознавания материальных и нематериальных объектов, электронные системы управления различного уровня и профиля, системы обеспечения безопасности;
  • технологии в области авиастроения и навигации;
  • химико-биологические, фармакологические и нанотехнологии;
  • изготовление медицинского, реабилитационного оборудования и приборов;
  • изготовление электрораспределительной аппаратуры и приборов;
  • технологии в области очистки промышленных сред;
  • технологии в области энерго- и ресурсосбережения.

В рамках технопарка работает более 25 предприятий-резидентов.

www.mgtp.by

Инвестиционные предложения

Инвестиционные предложения

Более 60 участков для предоставления инвесторам через аукцион.

Более 40 участков для предоставления инвесторам по инвестиционным договорам.

Иные инвестиционные предложения, требующие поиска инвестора.

Более подробную информацию об инвестиционных предложениях вы можете найти на сайте Мингорисполкома в разделе Инвестиционный атлас г.Минска, в том числе:

www.investatlas.minsk.gov.by

Контактная информация

Ахраменко Николай Адамович

Начальник управления инвестиций 218 00 62

Сидоров Вадим Георгиевич

Заместитель начальника управления инвестиций 218 00 46

Жилинский Петр Андреевич

начальник отдела координации инвестиционной деятельности управления инвестиций 218 02 67