Налог на добавленную стоимость (далее - НДС)

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок исчисления и уплаты НДС, являются:

  • Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК) (глава 14);
  • Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.;
  • Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС)) (далее – Протокол);
  • постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03 января 2019 г. № 2 "О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы" (далее - постановление № 2);
  • Инструкция о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденная постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.04.2016 № 15, с изменениями и дополнениями (далее – постановление № 15).

Организации (в том числе иностранные организации) признаются плательщиками НДС (статья 112 НК).

Объектами налогообложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, а также ввоз товаров на территорию Республики Беларусь.

Иностранные организации, в том числе генеральные подрядчики, субподрядчики, осуществляющие строительство или сборку объектов и состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь, исчисляют и уплачивают НДС с начала осуществления такой деятельности на территории Республики Беларусь (пункт 2 статьи 114 НК).

Вместе с тем состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации (в том числе иностранные организации) признаются плательщиками НДС в отношении оборотов по реализации им товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь (пункт 1 статьи 114 НК).

Для целей исчисления НДС место реализации товаров определяется согласно статье 116 НК; а работ, услуг, имущественных прав – согласно правилам статьи 117 НК, а в отношениях между налогоплательщиками различных государств-членов Евразийского экономического союза в соответствии с пунктом 29 Протокола.

Ставки НДС установлены статьей 122 НК, в частности, в размере:

  • двадцать (20) процентов (основная);
  • десять (10) процентов (при реализации продовольственных товаров и товаров для детей по Перечню, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 21.06.2007 № 287);
  • ноль (0) процентов при экспорте товаров.

Статьей 118 НК определены обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобождаемые от обложения НДС.

Суммы, признаваемые налоговыми вычетами по НДС, определены статьей 132 НК. Не подлежат вычету суммы НДС, указанные в пункте 24 статьи 133 НК.

Электронный счет-фактура является обязательным электронным документом для всех плательщиков (в том числе иностранных организаций).

Создание (в том числе заполнение), выставление (направление), получение, подписание и хранение электронного счета-фактуры осуществляется в порядке, установленном постановлением № 15.

При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав плательщик НДС обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС.

В электронных счетах-фактурах и первичных учетных (расчетных) документах соответствующие сумма и ставка НДС выделяются отдельной строкой (пункты 1 и 3 статьи 130 НК).

Акцизы

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок исчисления и уплаты акцизов, являются:

  • НК (глава 15);
  • постановление № 2.

Объектами налогообложения акцизами признаются:

  • подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь;
  • подакцизные товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь, и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых настоящий Кодекс, иные акты налогового и таможенного законодательства, международные договоры Республики Беларусь, в том числе акты, составляющие право Евразийского экономического союза, связывают возникновение обязанности по уплате акцизов;
  • подакцизные товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь, при их реализации (передаче).

 Подакцизные товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, не признаются объектом налогообложения акцизами при реализации (передаче), если при ввозе на территорию Республики Беларусь этих подакцизных товаров произведена уплата акцизов либо применено освобождение от акцизов в соответствии с законодательством.

Перечень подакцизных товаров установлен статьей 150 НК.

Ставки акцизов на подакцизные товары установлены согласно приложению 1 к НК в абсолютной сумме за физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки).

Налог на прибыль.

Основными нормативными правовыми актами являются:

  • НК (глава 16);
  • международные соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, заключенные Республикой Беларусь или правопреемником которых она является;
  • постановление №2.

Плательщиками налога на прибыль являются коммерческие организации, в том числе организации с иностранными инвестициями, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.

Объектом налогообложения налогом на прибыль признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные белорусскими организациями. К приравненным к дивидендам доходам относится любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику  его имущества – юридическому лицу Республики Беларусь.

Валовой прибылью признается:

  • для белорусских организаций, в том числе с иностранными инвестициями, - сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов;
  • для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, - сумма прибыли иностранной организации, полученная через постоянное представительство на территории Республики Беларусь от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.

Основная ставка налога на прибыль – 18 %.

Ставка налога на прибыль по дивидендам – 12 %.

Ставка налога на прибыль по дивидендам в случае, если в течение трех предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации – резидентами Республики Беларусь – 6 %.

Ставка налога на прибыль по дивидендам в случае, если в течение пяти предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации – резидентами Республики Беларусь – 0 %.

Льготы по налогу на прибыль установлены статьей 181 НК.

Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы)

Основными нормативными правовыми актами являются:

  • НК (глава 17);
  • международные соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, заключенные Республикой Беларусь или правопреемником которых она является.

Объектом налогообложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – иностранные организации), признаются доходы, поименованные в пункте 1 статьи 189 НК.

Для иностранных организаций установлены ставки налога на доходы в следующих размерах:

  • 6% - плата за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок, а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг;
  • 10% - по доходам от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления, в том числе: доходам по кредитам и займам; доходам по ценным бумагам, условиями эмиссии которых предусмотрено получение доходов в виде процентов (дисконта); доходам от пользования временно свободными средствами на счетах в банках Республики Беларусь;
  • 12 % - дивиденды и приравненные к ним доходы; доходы от отчуждения долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части;
  • 15% - по другим доходам, указанным в пункте 1 статьи 189 НК.

При начислении и (или) выплате дохода иностранной организации налог на доходы исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджет налоговыми агентами:

  • юридическими лицами Республики Беларусь;
  • белорусскими индивидуальными предпринимателями, начисляющими и (или) выплачивающими доход иностранной организации;
  • физическими лицами - при выплате иностранной организации доходов, указанных в подпунктах 1.2.1, 1.11 и 1.13 пункта 1 статьи 189 НК;
  • иностранной организацией, открывшей в Республике Беларусь свое представительство и (или) осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, - если возникновение этих доходов имеет отношение к этому представительству и (или) постоянному представительству;
  • иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство при выплате доходов, указанных в подпунктах 3.5.1-3.5.8 пункта 3 статьи 189 НК.

При налогообложении доходов иностранной организации следует учитывать, что пунктом 2 статьи 5 НК установлен приоритет международных договоров, действующих для Республики Беларусь, над национальным законодательством. В частности, если нормами международного соглашения установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного соглашения.

Порядок устранения двойного налогообложения определен статьей 194 НК и Инструкцией о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, международной организации, утвержденной постановлением № 2.

Подоходный налог с физических лиц

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц, являются:

  • НК (глава 18);
  • постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 100 "О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов с физических лиц", с изменениями и дополнениями;
  • международные договоры Республики Беларусь по вопросам налогообложения.

Плательщиками подоходного налога с физических лиц (далее - плательщики) признаются физические лица.

Объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками:

  • от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь, - для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии со статьей 17 НК;
  • от источников в Республике Беларусь, - для физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь.

К доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, относятся, в частности, вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая денежные вознаграждения и надбавки за особые условия работы (службы), выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие), получаемые плательщиками от белорусских организаций, белорусских ИП (нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатов), иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, представительств иностранных организаций, открытых в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих плательщиков обязанности или откуда производились выплаты этих вознаграждений (подп. 1.6 п. 1 ст. 197 НК).

Исчисление подоходного налога с физических лиц осуществляется по ставкам в размере 16 %, 13%, 9%, 10%, 6%, 4% и 0% в соответствии с нормами статьи 214 НК, Указа Президента Республики Беларусь от 8 июня 2015 г. № 235 "О социально-экономическом развитии юго-восточного региона Могилевской области", Декрета № 8 и Декрета № 12.

Белорусские организации, иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, представительства иностранных организаций, открытые в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, признаются налоговыми агентами, имеют права и несут обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет исчисленной суммы подоходного налога с физических лиц в соответствии со статьей 23 НК и главой 18 НК.

Налог на недвижимость.

Основными нормативными правовыми актами являются:

  • НК (глава 19);
  • Решение Минского городского Совета депутатов от 21.12.2016 № 255 «Об установлении коэффициентов к ставкам налога на недвижимость и земельного налога и признании утратившими силу некоторых решений Минского городского Совета депутатов» (с изменениями и дополнениями, далее – Решение № 255).

Плательщиками налога на недвижимость признаются организации (как белорусские, так и иностранные) с учетом особенностей, установленных статьей 226 НК.

Объектами налогообложения признаются:

  • капитальные строения (здания, сооружения), являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций;
  • капитальные строения (здания, сооружения), их части, расположенные на территории Республики Беларусь и взятые в финансовую аренду (лизинг), организациями у белорусских организаций, в случае, если по условиям договора финансовой аренды (лизинга) эти объекты не находятся на балансе организаций-лизингодателей;
  • капитальные строения (здания, сооружения), их части, расположенные на территории Республики Беларусь и взятые организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование у физических лиц (как признаваемых, так и не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь).
  • капитальные строения (здания, сооружения), их части, создание, изменение которых или возникновение, переход прав собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на которые подлежат государственной регистрации, состоящие на учете (находящиеся на балансе) плательщиков-организаций, до государственной регистрации их создания, изменения или возникновения, перехода на них прав собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Перечень льгот по налогу на недвижимость установлен статьей 228 НК.

Годовая ставка налога на недвижимость устанавливается в следующих размерах:

- один (1) процент - для плательщиков-организаций;

- в отношении возведенных после 1 января 2019 года плательщиками-организациями капитальных строений:

ноль целых две десятых (0,2) процента - в течение второго года с даты приемки капитальных строений в эксплуатацию;

ноль целых четыре десятых (0,4) процента - в течение третьего года с даты приемки капитальных строений  в эксплуатацию;

ноль целых шесть десятых (0,6) процента – в течение четвертого года с даты приемки капитальных строений  в эксплуатацию;

ноль целых восемь десятых (0,8) процента - в течение пятого года  с даты приемки капитальных строений  в эксплуатацию.

Налоговым периодом по налогу на недвижимость признается календарный год.

Годовая сумма налога на недвижимость исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) не более чем в два с половиной раза ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков.

На территории г. Минска в 2019 году коэффициенты к ставкам налога на недвижимость установлены Решением № 255.

ВАЖНО!

Иностранные организации при приобретении права собственности, иных прав на недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Беларусь, подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения такого имущества до государственной регистрации возникновения права собственности, иных прав на недвижимое имущество, сделок с недвижимым имуществом.

Налоговое обязательство у иностранной организации в части уплаты налога на недвижимость в бюджет Республики Беларусь возникает при наличии объектов налогообложения налогом на недвижимость, расположенных на территории белорусского государства.

Земельный налог.

Основными нормативными правовыми актами являются:

  • НК (глава 20);
  • Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь" (с изменениями и дополнениями; далее - Декрет № 10);
  • Решение № 255.

Плательщиками земельного налога признаются организации, в том числе иностранные, у которых земельные участки на территории Республики Беларусь находятся на праве частной собственности, постоянного или временного пользования.

Объектами налогообложения организаций земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки:

  • находящиеся в частной собственности, постоянном или временном пользовании организаций;
  • иные земельные участки, в отношении которых в соответствии с законодательством плательщики имеют право осуществлять пользование;
  • предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые.

Кадастровая стоимость участка используется для определения налоговой базы по земельному налогу (за исключением участков, по которым налог исчисляется исходя из их площади). Сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещены на официальном сайте ГУП «Национальное кадастровое агентство».

Исчисление земельного налог производится в зависимости от функционального использования земельного участка (вида оценочной зоны), которое указано в документах, удостоверяющих право организации на земельный участок (например, в решении о предоставлении земельного участка).

Ставки земельного налога в зависимости от категории земель определяются в соответствии со статьей 241 НК.

Сумма земельного налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующих ставок земельного налога.

Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) (но не более чем в два с половиной раза) ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков.

На территории г. Минска в 2019 году Решением № 255 установлены коэффициенты к ставкам земельного налога.

Налоговым периодом земельного налога признается календарный год.

Льготы в виде освобождения от земельного налога установлены ст. 194 НК и отдельными нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь.

В соответствии с абзацем третьим подпункта 3.2 пункта 3 Декрета № 10 инвестор (инвесторы) и (или) организация освобождается от земельного налога за земельные участки, находящиеся в государственной или частной собственности. При этом данная льгота действует в отношении земельных участков, предоставленных для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором (для обслуживания этих объектов после окончания их строительства, если ранее такие участки были предоставлены для целей указанного строительства), с первого числа месяца, в котором вступил в силу инвестиционный договор, по 31 декабря года, следующего за годом, в котором принят в эксплуатацию последний из объектов, предусмотренных инвестиционным договором.

Следует отметить, что согласно подпункту 6.1 пункта 6 Декрета № 10 в случае прекращения инвестиционного договора по вине инвестора он должен возместить все суммы льгот и преференций, а также уплатить неустойку (штраф, пеню), предусмотренную договором.

Арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.

Основным нормативным правовым актом является:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 №101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (с изменениями и дополнениями);
  • Декрет № 10;
  • Решение Минского городского исполкома от 17.02.2012 № 457 «Об установлении коэффициентов к ежегодной арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (с изменениями и дополнениями, далее – Решение № 457)

Основанием у организации для исчисления арендной платы за земельные участки являются:

  • решение местного исполкома, администрации свободной экономической зоны (далее - СЭЗ) о предоставлении земельного участка в аренду;
  • свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, подтверждающее переход права аренды на земельный участок (доли в праве аренды на земельный участок) в результате государственной регистрации перехода права на расположенное на нем капитальное строение (здание, сооружение);
  • договор аренды земельного участка, заключенный с победителем аукциона либо единственным участником несостоявшегося аукциона, зарегистрированный в установленном законодательством порядке;
  • соглашение об изменении договора аренды земельного участка, зарегистрированное в установленном порядке.

Размер ежегодной арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, определяется местным исполкомом, администрацией СЭЗ при предоставлении в аренду земельного участка, продлении срока аренды земельного участка, заключении соглашения об изменении договора аренды или договора аренды земельного участка с победителем либо единственным участником несостоявшегося аукциона.

Указом № 101 установлен ряд льгот по взиманию арендной платы за земельные участки.

В соответствии с абзацем третьим подпункта 3.2 пункта 3 Декрета № 10 инвестор (инвесторы) и (или) организация освобождается от арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности. При этом данная льгота действует в отношении земельных участков, предоставленных для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором (для обслуживания этих объектов после окончания их строительства, если ранее такие участки были предоставлены для целей указанного строительства), с первого числа месяца, в котором вступил в силу инвестиционный договор, по 31 декабря года, следующего за годом, в котором принят в эксплуатацию последний из объектов, предусмотренных инвестиционным договором.

Следует отметить, что согласно подпункту 6.1 пункта 6 Декрета № 10 в случае прекращения инвестиционного договора по вине инвестора он должен возместить все суммы льгот и преференций, а также уплатить неустойку (штраф, пеню), предусмотренную договором.

Местные исполнительные комитеты, а также администрации СЭЗ имеют право увеличивать (уменьшать) размер ежегодной арендной платы отдельным категориям плательщиков.

На территории г. Минска в 2019 году Решением № 457 для отдельных категорий плательщиков установлены коэффициенты к арендной плате за земельные участки.

Уплата арендной платы за земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, производится в размере, увеличенном на коэффициент 2.

Арендная плата за земельные участки, используемые не по целевому назначению, не используемые в течение сроков, определенных законодательными актами, занятые до оформления правоудостоверяющих документов, взимается в 10-кратном размере.

Экологический налог.

Основными нормативными правовыми актами являются:

  • НК (глава 21)

Плательщиками экологического налога признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, за исключением таких выбросов при общих суммарных объемах в целом по плательщику менее 3 тонн в год;
  • сброс сточных вод в окружающую среду на основании разрешений на специальное водопользование или комплексных природоохранных разрешениях;
  • хранение отходов производства.
  • захоронение отходов производства.

Налоговым периодом экологического налога признается календарный квартал.

Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы указанных объектов налогообложения.

Ставки экологического налога по объектам налогообложения устанавливаются в размерах согласно приложениям 7 - 9 к НК, к ним применяются коэффициенты.

Плательщиками экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства. Экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляется владельцами объектов захоронения отходов и предъявляется ими собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов.

Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов.

Основным нормативным правовым актом является:

  • НК (глава 22)

Плательщиками налога признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Объектом налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов признается добыча (изъятие) следующих природных ресурсов:

  • песка, используемого в качестве формовочного, для производства стекла, фарфоро-фаянсовых изделий, огнеупорных материалов, цемента;
  • песчано-гравийно-валунного материала;
  • камня строительного, облицовочного;
  • воды (поверхностной и подземной);
  • минеральных вод, минерализованных промышленных вод;
  • песка;
  • глины, супесей, суглинка и трепелов;
  • бентонитовых глин;
  • калийных солей (в пересчете на оксид калия), каменной соли;
  • нефти и газового конденсата;
  • мела, мергеля, известняка и доломита;
  • гипса;
  • железных руд;
  • торфа влажностью 40 процентов;
  • сапропелей влажностью 60 процентов;
  • мореного дуба;
  • янтаря;
  • золота;
  • виноградной улитки;
  • личинок хирономид;
  • зеленой лягушки (прудовой, съедобной, озерной);
  • гадюки обыкновенной;
  • бурого угля (в пересчете на условное топливо);
  • горючих сланцев (в пересчете на условное топливо);
  • длиннопалого (узкопалого) рака.

Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, за исключением соли калийной, определяется как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов.

Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной определяется как:

  • фактический объем добываемой (изымаемой) соли калийной (в целях применения ставки налога, установленной в твердой сумме);
  • произведение фактического объема реализации калийных удобрений и средневзвешенной цены реализации 1 тонны калийных удобрений за пределы Республики Беларусь (в целях применения ставки налога, установленной в процентном отношении).

Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, за исключением нефти и соли калийной, установлены в размерах согласно приложениям 10 к НК.

Статьей 257 НК определены ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной.

Оффшорный сбор.

Основным нормативным правовым актом является:

  • НК (глава 23).

Плательщиками оффшорного сбора признаются белорусские организации и белорусские индивидуальные предприниматели (далее - резиденты Республики Беларусь).

Ставка оффшорного сбора – 15%. 

Объекты налогообложения:

  • перечисление денежных средств резидентом Республики Беларусь нерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 263 НК;
  • исполнение обязательств в неденежной форме перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне;
  • переход в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент Республики Беларусь и нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный в оффшорной зоне.

Льготы по оффшорному сбору установлены статьей 264 НК.

Оффшорный сбор уплачивается плательщиком до перечисления денежных средств в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату их перечисления, за исключением случаев, указанных в части второй пункта 6 статьи 267 НК.

Перечень оффшорных зон утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 25.05.2006 №353 «Об утверждении перечня оффшорных зон» (с учетом изменений и дополнений).

ОСОБЫЕ РЕЖИМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Налог при упрощенной системе налогообложения (далее - налог при УСН)

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы исчисления и уплаты налога при УСН, являются:

  • НК (глава 32);
  • постановление № 2.

Плательщиками налога при УСН признаются, в том числе юридические лица Республики Беларусь, перешедшие в порядке, установленном статьей 327 настоящего Кодекса, на применение налога при УСН либо начавшие его применение в порядке и на условиях, установленных пунктами 3 и 4 статьи 327 настоящего Кодекса.

Не вправе применять УСН иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянные представительства.

Критерии для перехода на УСН с начала следующего календарного года:

  • средняя численность работников не более 100 человек;
  • размер валовой выручки за 9 месяцев предшествующего года не более 1465565 белорусских рублей.

Случаи, при которых организации не вправе применять УСН поименованы в пункте 2 статьи 324 НК.

Объектом налогообложения налога при УСН признается валовая выручка.

Налоговая база налога при УСН определяется как денежное выражение валовой выручки. Валовой выручкой признается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.

Данный порядок налогообложения предусматривает замену уплаты налогов, сборов (пошлин), уплачиваемых при общем порядке налогообложения, за исключением определенных подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 326 НК, на уплату налога при УСН по следующим ставкам:

  • 5% - для субъектов, не уплачивающих НДС;
  • 3% - для субъектов, уплачивающих НДС;
  • 16% - в отношении стоимости безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов, сумм безвозмездно полученных денежных средств (к которым в том числе относятся полученные товары (работы, услуги), имущественные права, иные активы в случае освобождения от обязанности их оплаты, полученные денежные средства в случае освобождения от обязанности их возврата), а также суммы иностранной безвозмездной или международной технической помощи, не освобожденные от налогообложения в порядке и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь.

Налог на игорный бизнес

Основными нормативными правовыми актами являются:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 19.11.2010 № 599 «О некоторых мерах по совершенствованию порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 10.01.2005 № 9 «Об утверждении Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 07.08.2018 N 305 «О совершенствовании правового регулирования игорного бизнеса»;
  • НК (глава 35).

Плательщиками налога на игорный бизнес признаются юридические лица Республики Беларусь.

Доходы, полученные плательщиками от осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, не признаются объектами налогообложения:

налогом на добавленную стоимость, за исключением этого налога, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;

налогом на прибыль.

При осуществлении видов деятельности, не относящихся к деятельности в сфере игорного бизнеса, плательщики уплачивают по этим видам деятельности налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном законодательством.

Объектами налогообложения налогом на игорный бизнес признаются:

игровые столы; игровые автоматы; кассы тотализаторов; кассы букмекерских контор; положительная разница между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок).

Статьей 358 НК ставки налога на игорный бизнес устанавливаются в следующих размерах на единицу объекта налогообложения:

7140,0 бел. рублей - на игровой стол;

240,0 бел. рублей - на игровой автомат;

2250,0 бел. рублей - на кассу тотализатора;

1500,0 бел. рублей - на кассу букмекерской конторы.

Ставка налога на игорный бизнес по положительной разнице между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок) установлена в размере четыре (4) процента.

Налоговая база налога на игорный бизнес определяется отдельно по таким видам объектов налогообложения, как игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов, кассы букмекерских контор и положительная разница между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок).

Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности.

Основными нормативными правовыми актами являются:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 04.05.2007 № 209 «О лотерейной деятельности на территории Республики Беларусь»;
  • НК (глава 36).

Плательщиками налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности признаются организации, являющиеся организаторами лотерей.

Плательщики в части доходов, полученных от организации и проведения лотерей, освобождаются от:

  • налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;
  • налога на прибыль.

При осуществлении видов деятельности, не относящихся к организации и проведению лотерей, плательщики уплачивают по этим видам деятельности налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном НК.

Объектом налогообложения налогом на доходы от осуществления лотерейной деятельности признаются доходы, полученные от организации и проведения лотерей.

Налоговая база налога на доходы определяется как разница между суммой доходов, полученных от организации и проведения лотерей, и суммой начисленного призового фонда лотереи.

Доходами, полученными от организации и проведения лотерей, признается общая сумма, вырученная от реализации лотерейных билетов (приема лотерейных ставок), исчисленная исходя из количества реализованных лотерейных билетов (принятых лотерейных ставок) и их продажной стоимости (стоимости участия в лотерее).

Ставка налога устанавливается в размере 8%.

Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр.

Основными нормативными правовыми актами являются:

  • Декрет Президента Республики Беларусь от 10.04.2008 № 6 «Об отдельных вопросах организации и проведения электронных интерактивных игр»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 10.04.2008 № 201 «Об электронных интерактивных играх»;
  • НК (глава 37).

Плательщиками налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр признаются организации, являющиеся организаторами электронных интерактивных игр.

Плательщики в части доходов, полученных от проведения электронных интерактивных игр, освобождаются от:

  • НДС, за исключением НДС, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;
  • налога на прибыль.

При осуществлении видов деятельности, не относящихся к проведению электронных интерактивных игр, плательщики уплачивают по этим видам деятельности налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном НК.

Объектом налогообложения являются доходы, полученные от проведения электронных интерактивных игр. 

Налоговая база определяется как разница между суммой доходов, полученных от проведения электронных интерактивных игр, и суммой сформированного выигрышного фонда. 

Ставка налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр – 8 %. 

Единый налог на вмененный доход

Основными нормативными правовыми актами являются:

  • НК (глава 40).

Плательщиками единого налога на вмененный доход признаются юридические лица Республики Беларусь.

Применение единого налога на вмененный доход начинается с 1-го числа месяца:

  • в котором осуществлялась деятельность по оказанию услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и (или) их компонентов (далее - услуги по обслуживанию и ремонту);
  • за который списочная численность работников организации составила не более 15 человек.

Объектом налогообложения единого налога на вмененный доход признается доход от оказания услуг по обслуживанию и ремонту.

Обороты по реализации услуг по обслуживанию и ремонту, оказанных плательщиком единого налога на вмененный доход, не признаются объектом налогообложения НДС и не учитываются при определении валовой прибыли для целей исчисления налога на прибыль. Плательщики единого налога на вмененный доход вправе исчислять и уплачивать НДС при отражении данного решения в учетной политике.

Налоговая база единого налога на вмененный доход определяется как денежное выражение дохода от оказания услуг по обслуживанию и ремонту. Доходом от оказания услуг по обслуживанию и ремонту признается сумма вмененного дохода за налоговый период и выручки от реализации услуг по обслуживанию и ремонту за налоговый период в размере, превышающем вмененный доход за налоговый период.

Вмененный доход за налоговый период исчисляется как произведение базовой доходности на одного работника в месяц и средней численности работников организации за отчетный месяц. Базовая доходность на одного работника в месяц составляет в 2019 г. 2900,0 бел.рублей в г. Минске.

Для целей исчисления единого налога на вмененный доход областные (Минский городской) Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза базовую доходность на одного работника в месяц применительно ко всей территории соответствующей административно-территориальной единицы и (или) в зависимости от места осуществления плательщиком деятельности по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту (населенный пункт, вне населенного пункта, место осуществления деятельности в пределах населенного пункта (центр, окраина)).

Сумма единого налога на вмененный доход исчисляется как произведение налоговой базы и ставки единого налога на вмененный доход в размере 5%.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ РЕЗИДЕНТОВ ПАРКА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Основными нормативными правовыми актами являются:

Декрет Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12 «О Парке высоких технологий», которым утверждено Положение о Парке высоких технологий (далее - Положение).

Декрет Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики».

Для резидентов Парка высоких технологий (далее – ПВТ) предусмотрен ряд льгот по налогам (сборам), в том числе освобождение от:

  • налога на прибыль (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента), за исключением случаев, установленных в пункте 28 Положения;
  • НДС по оборотам от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, если иное не установлено в пункте 28 Положения;
  • оффшорного сбора в отношении объектов обложения оффшорным сбором при расчетах за рекламные, маркетинговые, посреднические услуги, а также при выплате (передаче) дивидендов их учредителям (участникам), части прибыли, начисленной собственнику их имущества;
  • земельного налога на земельных участках в границах ПВТ на период строительства на них его резидентами, но не более чем на три года, капитальных строений (зданий, сооружений), предназначенных для осуществления их деятельности;
  • налога на недвижимость на объекты налогообложения этим налогом, расположенные на территории ПВТ, плательщиками по которым признаются резиденты ПВТ, за исключением таких объектов, сдаваемых ими в аренду.

Если резидент ПВТ является источником выплаты доходов, указанных в пункте 33 Положения, то ставка налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, к таким доходам применяется  в размере 0 (ноль) процентов.

Освобождаются от НДС указанные в пункте 32 Положения обороты по реализации на территории Республики Беларусь резидентам ПВТ иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь.

Кроме того облагаются подоходным налогом с физических лиц по ставке 9 процентов доходы физических лиц (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков), полученные в течение календарного года от резидентов ПВТ по трудовым договорам (контрактам).

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ РЕЗИДЕНТОВ СЭЗ

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы налогообложения резидентов СЭЗ, являются:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. № 262 "О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь", с изменениями и дополнениями;
  • Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 213-З "О свободных экономических зонах", с изменениями и дополнениями;
  • НК (глава 41);
  • Указ № 101.

В качестве резидента СЭЗ регистрируются юридические лица Республики Беларусь с местом нахождения в границах данной СЭЗ, заключившие с администрацией СЭЗ договор об условиях деятельности в СЭЗ.

Особенности налогообложения в СЭЗ, установленные НК, если иное не предусмотрено пунктами 4 и 5 статьи 383 НК, распространяются на реализацию резидентами СЭЗ:

  • за пределы Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам в соответствии с заключенными между ними договорами товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных этими резидентами на территории СЭЗ;
  • за пределы Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам товаров собственного производства, произведенных ими на территории СЭЗ (на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров, заключенных этими резидентами СЭЗ, являющимися участниками зарегистрированного в Республике Беларусь холдинга, с комиссионером (поверенным), иным аналогичным лицом, являющимся участником этого же холдинга).
  • за пределами Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам в соответствии с заключенными между ними договорами товаров собственного производства, произведенных этими резидентами на территории СЭЗ;
  • товаров (работ, услуг) собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ, другим резидентам СЭЗ согласно заключенным с ними договорам.

Статьей 383 НК для резидентов СЭЗ предусмотрены следующие особенности налогообложения.

Прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства освобождается от налога на прибыль.

Резиденты СЭЗ освобождаются от налога на недвижимость:

  • в течение трех лет, исчисляемых начиная с квартала, на который приходится дата регистрации организации в качестве резидента СЭЗ, по объектам налогообложения этим налогом, расположенным на территории соответствующих СЭЗ, приобретенным (возникшим) в указанный трехлетний период, независимо от направления их использования. Указанная льгота не распространяется на объекты налогообложения налогом на недвижимость, взятые и (или) сданные (переданные) резидентом СЭЗ в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование.
  • по объектам налогообложения налогом на недвижимость, расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования. Указанная льгота предоставляется в квартале, если в непосредственно предшествующем ему квартале резидентом СЭЗ осуществлялась реализация товаров (работ, услуг), на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ (п. 4 ст. 383 НК).

Освобождаются от земельного налога:

  • земельные участки резидентов СЭЗ, расположенные в границах СЭЗ и предоставленные им после регистрации в качестве резидентов СЭЗ для строительства объектов (за исключением земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством), с 1-го числа месяца, на который приходится дата указанной регистрации, по месяц (включительно), в котором принят в эксплуатацию последний из объектов, для строительства которых предоставлен земельный участок, но не более пяти лет, исчисляемых с месяца, на который приходится дата регистрации в качестве резидента СЭЗ;
  • земельные участки резидентов СЭЗ независимо от их целевого назначения, расположенные в границах СЭЗ (за исключением земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, самовольно занятых). Данная льгота предоставляется с 1-го числа первого месяца по последнее число третьего месяца квартала, если в непосредственно предшествующем ему квартале резидентом СЭЗ осуществлялась реализация товаров (работ, услуг), на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ.

Кроме того, не взимается арендная плата за:

  • земельные участки резидентов СЭЗ, расположенные в границах СЭЗ и предоставленные им после регистрации в качестве резидентов СЭЗ для строительства объектов, с 1-го числа месяца, на который приходится дата указанной регистрации, до месяца (включительно), в котором принят в эксплуатацию последний из объектов, для строительства которых предоставлен земельный участок, но не более пяти лет, исчисляемых с месяца, на который приходится дата регистрации в качестве резидента СЭЗ (подп. 1.7.10 п. 1 Указа № 101);
  • земельные участки резидентов СЭЗ независимо от их целевого назначения, расположенные в границах СЭЗ. Данная льгота предоставляется с 1-го числа первого месяца по последнее число третьего месяца квартала, если в непосредственно предшествующем ему квартале резидентом СЭЗ осуществлялась реализация товаров (работ, услуг), на которую в соответствии со статьей 382 НК распространяются особенности налогообложения в СЭЗ (подп. 1.7.10-1 п. 1 Указа № 101).