Внешнеэкономическая деятельность регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
  • Таможенный кодекс Республики Беларусь от 06.01.1998;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах»;
  • Декрет Президента Республики Беларусь от 18.04.2003 № 14 «Об установлении тарифных преференций»;
  • Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 25.11.2004 № 347-З;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 31.07.2006 № 474 «О порядке определения таможенной стоимости товаров»;
  • Закон Республики Беларусь «О таможенном тарифе» от 3.02.1993 № 2151-XII;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2002 № 864 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2002 № 865 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.12.2002 № 1743 «Об определении страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь»;
  • Закон Республики Беларусь № 213-З от 7.12.1998 «О свободных экономических зонах», Статья 17;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.09.2006 № 1267 «О лицензировании внешней торговли отдельными видами товаров»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 23.04.2003 № 164 «О государственном регулировании импорта, переработки, реализации рыбы и морепродуктов и о внесении дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 29 февраля 2000 г. № 97»;
  • Декрет Президента Республики Беларусь от 09.09.2005 № 11 «О совершенствовании государственного регулирования производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта»;
  • Декрет Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28 «О государственном регулирован
  • Закон Республики Беларусь от 06.01.1998 № 130-З «Об экспортном контроле»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 17.06.2006 № 460 «О мерах по государственному регулирования ввоза и вывоза специфических товаров (работ, услуг)»;
  • Закон Республики Беларусь от 25.11.2004 № 346-З «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.06.2005 № 612 «Об утверждении Положения о порядке проведения расследования в целях применения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер и признании утратившими силу Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 05.06.2000 № 800 и Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.06.2002 № 859».
10.1. Таможенно-тарифное регулирование внешней экономической деятельности

1. Таможенные пошлины

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Республики Беларусь, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Ставки таможенных пошлин определяются Советом Министров Республики Беларусь.
В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Республикой Беларусь тарифных льгот (тарифных преференций).
Начисление, уплата и взимание таможенной пошлины на товар производятся на основе его таможенной стоимости.
Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь, производится путем применения следующих методов: по цене сделки с ввозимыми товарами, по цене сделки с идентичными товарами, по цене сделки с однородными товарами, на основе вычитания стоимости, на основе сложения стоимости, резервным методом. Основным является метод по цене сделки с ввозимыми товарами, таможенной стоимостью по которому является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Республики Беларусь. В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов.
Тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, устанавливаются Президентом Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О таможенном тарифе». Индивидуально тарифные льготы юридическим и физическим лицам Республики Беларусь предоставляются Президентом Республики Беларусь.
Таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в фиксированном размере в зависимости от категории товаров, и их размер не зависит от таможенной стоимости товаров. Данная норма установлена Указом Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 г. № 443 «О таможенных сборах».

2. Налог на добавленную стоимость при ввозе товаров

Объектами налогообложения признаются товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь. Налоговая база по товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь, взимание налога по которым осуществляется таможенными органами, определяется как сумма:
  • их таможенной стоимости;
  • подлежащей уплате таможенной пошлины;
  • подлежащих уплате акцизов (для подакцизных товаров).
При ввозе товаров из Российской Федерации для целей уплаты налога на добавленную стоимость налоговая база определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров как:
  • сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров
  • подлежащих уплате акцизов.
Взимание налога при ввозе товаров из России осуществляют налоговые органы.
Объектами налогообложения признаются товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь.
Налоговая база по товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь, взимание налога по которым осуществляется таможенными органами, определяется как сумма:
  • их таможенной стоимости;
  • подлежащей уплате таможенной пошлины;
  • подлежащих уплате акцизов (для подакцизных товаров).
При ввозе товаров из Российской Федерации для целей уплаты налога на добавленную стоимость налоговая база определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров как:
  • сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров;
  • подлежащих уплате акцизов.
Взимание налога при ввозе товаров из России осуществляют налоговые органы.


Акцизы при ввозе товаров

Ставки акцизов устанавливаются в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) или в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки).
Объект обложения акцизами в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяется по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь:
  • как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;
  • как таможенная стоимость, увеличенная на подлежащую уплате сумму таможенной пошлины, — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.
Ставки акцизов устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

Акцизами облагаются следующие товары (продукция):
  • спирт гидролизный технический;
  • спиртосодержащие растворы, за исключением: растворов с денатурированными добавками; спиртосодержащих лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств и препаратов, допущенных к производству и (или) применению на территории Республики Беларусь в установленном законодательством порядке; спиртосодержащих средств, изготавливаемых аптечными организациями по индивидуальным рецептам, включая гомеопатические препараты; спиртосодержащих средств и препаратов ветеринарного назначения, допущенных к производству и (или) применению на территории Республики Беларусь в установленном законодательством порядке; спиртосодержащих парфюмерно- косметических средств;
  • алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяк, вино и иная алкогольная продукция, за исключением коньячного спирта и виноматериалов);
  • пиво;
  • табачная продукция;
  • автомобильные бензины, дизельное топливо, биодизельное топливо, иное топливо, используемое в качестве автомобильного, масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • микроавтобусы и автомобили легковые (коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 8702, 8703 и 8704), в том числе и переоборудованные в грузовые, вне зависимости от рабочего объема двигателя, за исключением легковых автомобилей, предназначенных для профилактики и реабилитации инвалидов.
Перечень облагаемых акцизами товаров может уточняться Президентом Республики Беларусь.

10.2. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

1. Лицензирование.

Экспорт отдельных товаров осуществляется по лицензиям Министерства торговли, выдаваемым по согласованию с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в зависимости от вида и происхождения товара.
Экспорт текстильных изделий осуществляется по специальным лицензиям образца Европейского Союза для торговли текстильными изделиями в государства Европейского Союза и Турцию.
Резиденты свободных экономических зон Республики Беларусь экспортируют продукцию собственного производства без лицензий на экспорт.

2. Квотирование.

Импортные квоты устанавливаются на рыбу и морепродукты, продукты их переработки, алкогольные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, табачные изделия, сахар-сырец, экспортные — на минеральные удобрения, отходы и лом черных и цветных металлов, текстильные изделия.
РРаспределение квот, как правило, осуществляется путем проведения конкурса (аукциона), участники которого направляют в комиссию по организации проведения конкурса свои предложения по применению тех или иных выделяемых квот. По итогам рассмотрения представленных предложений предпочтение отдается тем участникам внешнеэкономической деятельности, которые способны реализовать квоту на наиболее выгодных для государства экономических условиях.
Победителю аукционной продажи квот выдается сертификат, дающий право получить лицензию на экспорт или импорт квотируемых товаров. Срок действия сертификатов, выдаваемых победителям аукциона, не может превышать срока действия квоты, а также продлеваться.

3. Установление порядка перемещения объектов экспортного контроля (специфических товаров (работ, услуг).

На территории Республики Беларусь объектами экспортного контроля (специфическими товарам (работами, услугами) признаются:
  • товары, технологии и услуги, предусмотренные международными договорами и обязательствами Республики Беларусь, касающиеся международной и национальной безопасности:
  • химические субстанции (токсины), микроорганизмы (вирусы, бактерии), устройства, технологии и услуги, которые могут быть использованы для создания и производства химического и бактериологического (биологического) оружия;
  • товары, технологии и услуги, связанные с ядерным топливным циклом и производством ядерных материалов, которые могут быть использованы для создания ядерного оружия и ядерных взрывных устройств;
  • товары, технологии и услуги, которые могут быть использованы при создании средств доставки оружия массового поражения;
  • оружие массового поражения и средства его доставки;
  • продукция военного назначения;
  • товары и технологии двойного применения;
  • шифровальные средства (работы, услуги), включая шифровальную технику, а также специальные технические изделия, предназначенные для негласного получения информации.
Внешнеторговые операции с объектами экспортного контроля (специфическими товарами (работами, услугами) осуществляются в соответствии с единым порядком лицензирования, ввоза и вывоза, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.

4. Введение специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер.

Специальные защитные меры применяются в случае ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь товаров в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров.
Антидемпинговые меры применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Беларусь.
Компенсационные меры применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Беларусь.